Особенности контроля некоторых деталей
Особенности контроля некоторых деталей КЦ методом обусловлены формой детали, свойствами ее материала или положением в конструкции ЛА. Так, например, особенности контроля шлиц полуосей стоек шасси вызваны сложной формой поверхности проверяемого участка. Проникающую жидкость удаляют только жесткой кистью, смоченной очищающей жидкостью МКС, Затем зону контроля протирают сухой чистой ветошью, перемещая ее вдоль шлиц и обращая внимание на полное удаление жидкости из галтелей у основания шлиц. Белую проявляющую краску наносят только распылителем.
Незачищенные сварные швы, выполненные дуговой, газовой или газоэлектрической сваркой, отличаются сложной нерегулярной формой поверхности. Такие швы перед контролем промывают с применением жестких волосяных щеток или кистей. Проникающую жидкость удаляют с поверхности шва жесткой кистью, смоченной жидкостью МКС. Затем зону контроля протирают сухой ветошью, кратковременно обдувают сжатым воздухом и снова протирают. Проявляющую краску наносят также распылителем.
Аналогично контролируют поверхность втулок и валов с винтовыми канавками, резьбу болтов, винтов, шпилек и других деталей. При поиске индикаторного рисунка трещин усталости, образующихся обычно во впадинах резьбы, необходимо иметь в виду возможность наличия рисунка на выступах резьбы, образованного поверхностными повреждениями металла, которые появляются при изготовлении детали {рис. 3.21 и 3.22).
Особенности контроля магниевых деталей обусловлены низкой ^коррозионной стойкостью материала. Вследствие этого магниевые детали после удаления лакокрасочного покрытия и особенно после травления не допускается оставлять на воздухе длительное время. Очищенные детали сразу же контролируют, после чего принимают меры по защите их от коррозии: оксидируют, наносят лакокрасочное покрытие или консервационную смазку. Особенностью конт-
роля магниевых деталей является также длительная выдержка от момента нанесения проявляющей краски до осмотра — не менее I ч. Это вызвано тем, что полость трещины, как правило, заполнена продуктами окисления металла.
Рис. 3.22. Повреждения материала на выступах резьбы болта, образовавшиеся при ее накатывании (10-кратиое увеличение)
Особенности контроля торцов дисков и замков лопаток ротора турбины на расстыкованном самолете обусловлены тем, что зоны контроля прилегают непосредственно к зазорам между деталями. Поэтому при контроле необходимо ограничивать попадание очищающей жидкости МКС в зазоры и принимать меры к удалению из них случайно попавшей жидкости. Для этого проникающую жидкость удаляют ветошью, лишь слегка смоченной МКС. Затем зону контроля протирают сухой чистой ветошью, кратковременно обдувают сжатым воздухом и снова протирают ветошью для удаления потеков МКС. Проявляющую краску наносят распылителем.
При контроле выходных кромок лопаток турбин на расстыкованном самолете на корпус двигателя устанавливают экран из листового материала, предохраняющий неконтролируемые лопатки от случайного попадания красок и жидкостей. Проникающую жидкость наносят на семь-восемь лопаток, видимых в рамке экрана. Затем с них удаляют проникающую жидкость в соответствии с общими рекомендациями по контролю. Проявляющую краску наносят распылителем. После этого, повернув ротор, так же обрабатывают соседние семь-восемь лопаток.
При контроле выходных кромок лопаток турбин на нерассты — кованном самолете лопатки также контролируют группами, но экран не применяют. Белую проявляющую краску наносят мягкой волосяной кистью одинарным ровным слоем. Кисть располагают примерно под углом 45° к контролируемой поверхности. Повторное нанесение проявляющей краски не допускается. Зимой двигатель предварительно прогревают. Операции по контролю начинают после остывания лопаток до температуры 30—40° С (температуру проверяют на ощупь).
Летом компоненты, входящие в состав дефектоскопических материалов, испаряются более интенсивно и при контроле лопаток на нерасстыкованном самолете появляется опасность отравления ими. В связи с этим контроль лопаток проводят в два-три приема. Дефектоскопист периодически покидает реактивную трубу на 10—15 мин. После нанесения проявляющей краски на группу лопаток (20—30 шт.) проводят холодную прокрутку двигателя для удаления паров растворителей.